Мопеды, скутеры и мотоциклы стоят очень близко друг у к другу на планке ассортимента мототехники. Продажа мотоциклов осуществляется часто в тех же магазинах и торговых площадках, что и продажа мопедов и скутеров. И правда, у мотоциклов, мопедов и скутеров много общего и схожего – практически это одно и то же: рама, два колеса, мотор, руль, сиденье, фара, стоп сигналы. В чем же их разница?
Возьмем для примера мопед «Рига», мотоцикл «Минск» и скутер «Джейран» (Jeyran). Какой из этих трех средств передвижения наиболее удобен и выгоден – как в использовании, так и в обслуживании?
На первый взгляд мотоцикл Минск имеет неоспоримое преимущество – он может перевозить больше груза, да и выглядит «круче» и солиднее за счет относительно больших размеров. Но именно это – больший размер – и является его главным минусом. В отличие от мопеда и скутера мотоцикл «Минск» имеет объем двигателя больше, чем 50 кубов, потребляет больше бензина, не позволяет ездить на нем без водительских прав категории «А» (мотоцикл), да и, в конце концов, шумит и трещит как старый пылесос скрещенный с отбойным молотком.
А транспорт больших размеров (в наш век концепт-каров и гугломобилей), наоборот, смотрится как древний монстр. Это делает мотоцикл аутсайдером, остается 2 транспортных средства для сравнения, это мопед «Рига» и скутер «Джейран».
Мопед вроде бы ничем от скутера, кроме кожуха на корпусе и колес не отличается. Правда, колеса у мопеда больше, но по опыту, полученному в свое время с велосипедами, многие помнят, что большие колеса – это вроде бы больше преимущество, чем недостаток.
Но это только на первый взгляд. Как только дело касается старта тут же и выясняется, что мопед надо заводить ногой, «тыркая» заводную рукоятку. В отличие от мопеда скутер заводится ключом зажигания, как крутой мотоцикл или автомобиль. Дело в том, что у скутера есть аккумулятор, настоящий аккумулятор, стартер и электронная схема зажигания.
Ну ладно. Садимся на заведенный мопед и едем. Второй недостаток выясняется сразу: мопед не набирает скорость, диапазон скорости мопеда весьма ограничен – в отличие от скутера у которого скорость на ровной трассе достигает более 70 км час! Это практически скорость малолитражного автомобиля. Скутер может ездить с высокой скоростью, плавно набирая скорость с нуля до более чем 70 километров в час. У скутера стоит самая современная система переключения скорости – автоматическая коробка переключения скоростей на основе вариатора. Мопед же использует устаревшую систему переключения, и ручное управление сцеплением, которое выжимается ручкой сцепления на рукоятке руля.
Если Вы никогда не пробовали что такое ручное сцепление, с непривычки придется помучиться с мопедом, прежде чем Вы научитесь выжимать сцепление в нужный момент и отпускать его плавно, как в автомобиле с механической коробкой передач. И даже освоив эту технику ручного сцепления, Вы всё равно не сможете развить такую скорость, какую может развить скутер – в отличие от мопеда у скутера современная система автоматического плавного переключения скорости, плюс! – у скутера более обтекаемая, аэродинамическая форма, что также помогает ему набирать скорость и экономить топливо. Плюс ко всему, у скутера маленькие колеса, и за счет этого он едет быстрее – высокие обороты двигателя совпадают с оптимальным количеством оборотов у маленького колеса. В мелко-колесном скутере мотор практически «напрямую» вращает колеса, без потери КПД, в отличие от мопеда, где мотор вращается гораздо быстрее колес и значит идет потеря КПД при снижении крутящего момента. Говоря проще, мопед с большими колесами «ест» больше бензина, чем скутер с маленькими колесами.
Когда скутер попадает в «гористую» местность с подъемами и спусками, его КПД снижается, и становится таким же как у мопеда, но на ровной местности – городского шоссейного типа – у скутера расход автоматически снижается, а вот мопед продолжает «жрать» столько же, как если бы он ехал по горам или на подъем.
Хорошо. Едем на мопеде дальше. Мы люди не гордые и большой скорости нам не нужно, главное – доехать с комфортом (и дешево) из пункта А в пункт Б без приключений. Но вот стемнело и мы обнаруживаем неприятную особенность источников света у мопеда: свет мерцает и становится то слабее, то сильнее – в зависимости от того, как сильно мы жмем ручку газа. Между тем у скутера фары светят одинаково ярко и мощно. В чем дело? А, ну конечно. Мы помним, что у мопеда нет постоянного источника электричества, у мопеда нет аккумулятора (а у скутера есть). Электрическая схема скутера отличается от электрической схемы мопеда: у мопеда электричество напрямую поступает от генератора (так наз. «динамик») в приборы освещения и на катушку зажигания. У скутера электричество вырабатывается по мере необходимости и накапливается в аккумуляторе, соответственно, когда генератор не работает, фары светят за счет накопленного в аккумуляторе электричества. Можно сказать, что мопед и скутер – это всё равно, что обычный настольный компьютер и ноутбук – когда электричества нет, компьютер отключается, а ноутбук продолжает работать.